С 4 по 6 октября в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялся пленум Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) в системе высшего образования по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство» (далее - Пленум, ФУМО).
Базовой организацией ФУМО является Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, председателем – Девисилов Владимир Аркадьевич. В 2016 году согласно Декларации о создании Совета федеральных учебно-методических объединений по университетскому политехническому образованию в Санкт-Петербурге было создано Северо-Западное отделение ФУМО под руководством Ефремова Сергея Владимировича.
На три дня Политех стал площадкой для взаимодействия теоретиков и практиков, представителей власти, учёных и работодателей. В мероприятии приняли участие более 200 человек (90 только заведующих кафедрами!) из 41 города: Якутска, Иркутска, Хабаровска, Челябинска, Казани, Волгограда, Вологды, Элисты, Ростова-на Дону, Севастополя, Воронежа, Самары… В рамках пленума была проведена Всероссийская конференция «Техносферная безопасность как комплексная научная и образовательная проблема». Завершился пленум проведением круглых столов по различным направлениям подготовки кадров в области техносферной безопасности. В рамках пленума состоялось заседание научно-методического совета по направлению «Природообустройство и водопользование»
Вопросов для обсуждения накопилось очень много. Например, в 2016 г. в Трудовой кодекс и закон об образовании в РФ были внесены изменения, предусматривающие учёт требований профессиональных стандартов в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО). В связи с этим в Минобрнауки было приняло решение разработать актуализированные проекты третьего поколения ФГОС ВО. Об этом в частности и об иных требованиях рынка труда при формировании и экспертизе ФГОС, примерных и основных образовательных программ рассказал ответственный секретарь рабочей группы Национального совета при Президенте России по профессиональным квалификациям Александр Александрович Жидков.
– Программа «Цифровая экономика» пишется уже под новые федеральные государственные образовательные стандарты, – сообщил он. – Но беспокоит то, что еще далеко не все стандарты утверждены, не утверждены, в том числе, и 5 стандартов по УГСН 20.00.00, хотя еще 19.12.2017 г. Совет Минобрнауки по ФГОСам утвердил их, а в январе 2018 года это решение поддержал НСПК при Президенте России. Такое положение дел затрудняет переход на обучение по новым стандартам с 1 сентября 2019 года, а также препятствует разработке, внесению в реестр и введению в действие ПООП по направлениям и специальности УГСН 20.00.00 , которые реализуются более чем в 200 вузах страны.
Открывая пленарное заседание, заместитель председателя Совета федеральных УМО по университетскому политехническому образованию, проректор по перспективным проектам СПбПУ Алексей Иванович Боровков отметил, что Пленум Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки Техносферная безопасность и природообустройство проводится под эгидой Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».
Координационный совет по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» возглавляет деятельность федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования по области образования «Инженерное дело» для обеспечения качества и развития инженерного образования в России.
Благодаря тесному сотрудничеству двух ведущих технических университетов России МГТУ им. Н.Э Баумана и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого создан Совет федеральных учебно-методических объединений по университетскому политехническому образованию.
В настоящее время в России идет реформа образования. Меняются во Всероссийском масштабе: стратегия и тактика; стандарты и критерии. Есть один путь: не свернуть в вихревых потоках перемен – это выработать четкую, логически непротиворечивую стратегическую линию своей работы. А.И. Боровков предложил использовать площадку Пленума для выработки такой линии.
Также он выделил в современных условиях главные задачи для ФУМО:
- Окончание этапа разработки образовательных стандартов ФГОС 3++ (к сожалению для вашего направления этот этап еще не закончен).
- Выработка единого подхода к содержанию Примерных основных образовательных программ по УГСН «Техносферная безопасность и природообустройство» и разработка проектов этих программ.
- Обсуждение проекта примерной программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Именно учебно-методические объединения, созданные ещё в 1987 г., разработали образовательные стандарты всех поколений и способствовали внедрению в процесс образования новых направлений и специальностей.
Председатель ФУМО по УГСН 20.00.00, Московский технический университет им. Н.Э. Баумана, В.А. Девисилов считает, что УМО внесли значительный вклад в развитие высшего образования в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и природообустройства. В своем выступлении В.А. Девисилов обозначил основные проблемы в области подготовки кадров в рамках УГСН 20.00.00 и дисциплины федерального компонента всех ФГОС – «Безопасность жизнедеятельности» и задачи ФУМО и всех участников образовательного процесса по их решению.
Федеральное учебно-методическое объединение «Техносферная безопасность и природообустройство» было создано в 2015 году, в соответствии с решением Минобрнауки России.
Члены ФУМО собираются на заседания, как правило, не чаще двух раз в год, а проблемные вопросы возникают гораздо чаще, поэтому программа Пленума была такой обширной – участники торопились поделиться информацией, накопленным опытом, найти ответы на насущные вопросы.
– Польза таких встреч, прежде всего в профессиональном общении, для нас это хорошая школа, – считает заведующий кафедрой «Техносферная безопасность», директор НИИ энергоэкологических проблем Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Юрий Трофименко. – Узнаёшь лучшее, что есть в нашей сфере, газеты ведь об этом не пишут. Второй важный момент – выстраивание общей политики в нашей области, совершенствование учебного процесса.
– Пленум и научная конференция решали несколько задач, – рассказал председатель Северо-Западного отделения федерального УМО по УГСН 20.00.00, Сергей Ефремов. – Первая – разработать и принять новую примерную программу по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», потому что существующая программа устарела. С сентября 2018 года преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Политехе ведётся с использованием электронного курса. Вопросов в связи с этим очень много, но, тем не менее, эту тенденцию надо развивать. Вторая задача – прийти к общему пониманию структуры примерной образовательной программы по направлению «Техносферная безопасность». И третье – решить вопросы, связанные с теорией и практикой обучения по этому направлению. Направление «Техносферная безопасность» было создано в 2010 году, на базе таких специальностей, как «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Безопасность технологических процессов и производств», «Инженерная защиты окружающей среды», эти специальности стали профилями. В настоящее время появилась тенденция формирования безпрофильной программы подготовки, что требует всестороннего обсуждения, что и произошло на Пленуме.
В настоящее время специалистов по техносферной безопасности готовят в более чем в 150 вузах страны, в частности в МГТУ им. Н.Э. Баумана и в Высшей школе техносферной безопасности СПбПУ, это одни из самых структур в России по подготовке специалистов данного направления.
И на пленуме достаточно много внимания уделялось подготовке кадров для цифровой экономики, в том числе с точки зрения безопасности цифровых образовательных средств.
Как говорят профессионалы, идёт формирование общества глобального риска. Само понятие «техносфера» означает созданную руками человека искусственную среду, которая может оказывать специфическое отрицательное влияние на здоровье людей. И в связи с этим особое значение теперь придаётся повышению качества образования студентов, выбравших своей профессиональной деятельностью техносферную безопасность.
Презентации Пленума, Всероссийской конференции и круглых столов.
Программу Пленума можно скачать здесь.
С материалами Пленума можно ознакомиться здесь.
Техносферная безопасность как комплексная научная и образовательная проблема.