13-14 декабря 2016 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого прошло заседание пленума Совета федеральных учебно-методических объединений по университетскому политехническому образованию.
13-14 декабря 2016 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого прошло заседание пленума Совета федеральных учебно-методических объединений по университетскому политехническому образованию. В мероприятиях приняли участие представители вузов из разных регионов России, в том числе представители двух федеральных университетов и 10 национальных исследовательских университетов. Общее число участников – более 200 человек.
Приветствуя гостей, ректор СПбПУ, академик РАН А.И. Рудской напомнил слова президента РФ В.В. Путина о том, что сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. При этом качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости. «Система учебно-методических объединений (далее – УМО) является важным элементом системы обеспечения качества подготовки инженерных кадров, эффективность которой проверена временем», – отметил ректор СПбПУ. Пояснив, что сегодня формируется новая система федеральных УМО и что эта система формируется на традициях, которые были заложены почти три десятилетия назад, А.И. Рудской рассказал об истории появления, функциях и задачах УМО: «В то время (в 1988 году. – Примеч. Ред.) в СССР активно шел демонтаж системы директивного управления обществом и экономикой, шел поиск новых механизмов самоуправления. Созданная в те годы система УМО, как система государственно-общественного управления образованием, за 28 лет сделала много для развития высшей школы России».
Действительно, основные задачи, которые ставились перед УМО при их создании три десятилетия назад, очень серьезные. Это сохранение и развитие единого образовательного пространства высшего образования Российской Федерации, координация деятельности вузовской общественности и работодателей в совершенствовании содержания высшего образования и обеспечении его качества. Усилиями УМО были созданы все поколения государственных образовательных стандартов, примерные образовательные программы, оценочные средства для итоговой государственной аттестации выпускников, методические рекомендации по организации учебного процесса, проведен отбор новой учебной и методической литературы.
И конечно, особое внимание в своей речи А.И. Рудской уделил УМО по университетскому политехническому образованию: «Я вижу среди присутствующих здесь много знакомых лиц. Многие из вас работали в составе УМО по университетскому политехническому образованию и внесли вклад в общее дело по развитию системы образования России. УМО по университетскому политехническому образованию было создано четверть века назад на базе МГТУ имени Н.Э. Баумана и Санкт-Петербургского Политеха. Это УМО по количеству закрепленных за ним специальностей и направлений подготовки было самым крупным в России. Совместная деятельность в рамках общего УМО позволила сделать очень много для сохранения единого образовательного пространства России, повышения качества образования, и, несомненно, способствовала становлению партнерских, дружественных, а иногда даже и братских отношений между университетами УМО».
В заключение своего выступления ректор поблагодарил всех тех, кто создавал и работал в этой системе, начиная с ее основоположников: «У истоков УМО по университетскому политехническому образованию стояли ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Игорь Борисович Федоров и ректор Санкт-Петербургского Политеха Юрий Сергеевич Васильев. Они стали равноправными сопредседателями, и тем самым заложили и традиции равноправного совместного управления УМО, и дружбы между нашими вузами. Этот опыт и эти традиции были использованы на современном этапе создания новой системы федеральных УМО. Система сопредседателей использована сейчас в нескольких координационных советах по областям знания». А.И. Рудской поблагодарил М.П. Федорова, который сменил Ю.С. Васильева, а также заместителей председателей УМО: В.Н. Козлова и А.И. Боровкова. Также ректор поблагодарил: В.И. Никифорова – ученого секретаря УМО; И.Л. Туккеля – создателя и бессменного руководителя НМС по направлению подготовки «Инноватика»; основателей НМС «Прикладная механика» – В.А. Пальмова и «Техническая физика» – А.Э. Фотиади.
В ответном выступлении научный руководитель нашего университета академик РАН Ю.С. Васильев поблагодарил А.И. Рудского за высокую оценку результатов деятельности УМО и пожелал новому составу Федеральных УМО успехов в развитии инженерного образования России.
Одним из тех, кто активно участвовал в деятельности УМО по университетскому политехническому образованию практически с его основания, является проректор по перспективным проектам СПбПУ, ученый секретарь Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», заместитель председателя Совета федеральных УМО по университетскому политехническому образованию А.И. Боровков. В своем докладе он подробно рассказал об основных итогах работы УМО, его достижениях и рождении новой системы федеральных УМО.
Перечислив основные вехи работы в рамках УМО по университетскому политехническому образованию, Алексей Иванович напомнил, что в дискуссии о роли УМО, которая развернулась 6-7 лет назад, точку поставил Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором содержалась отдельная статья, посвященную УМО. «Введение в действие этого закона привело к переформатированию многих элементов системы образования России, в том числе и системы учебно-методических объединений. При формировании новой системы учебно-методических объединений Минобрнауки России создало 9 Координационных советов по всем областям образования, которые на паритетной основе объединяют ректоров ведущих университетов и представителей крупнейших работодателей из важнейших отраслей промышленности», – пояснил А.И. Боровков.
Координационный совет совместно с Минобрнауки России определяет стратегию развития образования в соответствующей области образования и координирует деятельность федеральных УМО. Самой большой областью образования является область образования: «Инженерное дело, технологии и технические науки», включающая 23 УГСН, объединяющие 216 направлений подготовки и специальностей. Координационный совет по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» возглавляют три сопредседателя: А.А. Александров – ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана, А.И. Рудской – ректор СПбПУ и П.С. Чубик – ректор ТПУ.
На базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого создано два федеральных УМО: ФУМО по УГСН 16.00.00 «Физико-технические науки и технологии», председатель С.Б. Макаров и ФУМО по УГСН 27.00.00 «Управление в технических системах», председатель В.П. Шкодырев На базе МГТУ им. Н.Э. Баумана создано 5 ФУМО. Эти 7 федеральных УМО фактически ранее были одним УМО по университетскому политехническому образованию действующим на базе МГТУ и СПбГПУ. Поэтому в марте 2016 года во время визита в СПбПУ делегации МГТУ, возглавляемой ректором А.А. Александровым, была подписана Декларация о создании Совета федеральных учебно-методических объединений по университетскому политехническому образованию. «Я уверен, что рождающееся на наших глазах сообщество профессионалов внесет значительный вклад в развитие инженерного образования России. Задачи, которые стоят перед нами, очень интересные и масштабные, успешность их решения зависит от нашей совместной работы. А многолетний опыт нашего взаимодействия вселяет уверенность в успехе», – подытожил А.И. Боровков.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России В.С. Тимонин рассказал о задачах системы федеральных УМО в развитии инженерного образования России
В продолжение заседания заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России В.С. Тимонин приветствовал участников Пленума от имени руководства Департамента и рассказал о приоритетах развития высшего образования и задачах системы федеральных УМО. Владимир Сергеевич подчеркнул роль Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» в развитии инженерного образования России. Также с докладом выступил директор Научно-методического центра Координационного совета федеральных учебно-методических объединений «Инженерное дело» П.И. Романов, который рассказал собравшимся о результатах работы рабочей группы Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» (председатель – А.И. Боровков, заместитель председателя – проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана С.В. Коршунов, ученый секретарь – П.И. Романов) по разработке концепции и макетов Примерных основных образовательных программ, а также об участии в разработке концепции и макетов ФГОС 3++ под руководством Минобрнауки России. В конце выступления П.И. Романов представил проект положения «О порядке проведения экспертизы качества учебного издания».
С коллективным докладом «Об организации деятельности и задачах федеральных УМО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки» выступили председатель ФУМО ВО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 16.00.00 «Физико-технические науки и технологии» С.Б. Макаров, председатель ФУМО ВО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 27.00.00 «Управление в технических системах» В.П. Шкодырев и председатель Северо-Западного отделения ФУМО ВО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство» С.В. Ефремов.
После перерыва состоялись заседания федеральных УМО ВО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки: 16.00.00 «Физико-технические науки и технологии», 27.00.00 «Управление в технических системах» и Северо-Западного отделения ФУМО ВО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство».
14 декабря 2016 года работа Пленума продолжилась в форме заседаний Научно-методических советов федеральных УМО.
Презентации выступлений с заседания пленума Совета федеральных учебно-методических объединений по университетскому политехническому образованию можно скачать здесь.
Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ