Расширенное заседание президиума Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» 2 ноября 2017 г.

2 ноября состоялось расширенное заседание президиума Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» по вопросу совершенствования системы подготовки инженерных кадров для кораблестроительных и судостроительных предприятий России, а также для Военно-морского флота.

Романов П И инженерное дело доктор наук нмц Координационный совет СПБГМТУ судостроение кораблестроение

В мероприятии, кроме членов президиума Координационного совета, приняли участие заместитель секретаря Совета безопасности РФ М.М. Попов; заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом А.Н. Федотенков; замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России С.А. Пилипенко; замдиректора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России К.П. Анциферов; замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.И. Пошивай; зампредседателя Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга А.О. Степанова; вице-президент по техническому развитию АО «Объединенная судостроительная корпорация» Д.Ю. Колодяжный; президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» А.Ю. Клявин; гендиректор ФАУ «Российский морской регистр судоходства» К.Г. Пальников; руководитель ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних вод» В.К. Николаев, президент Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области В.Л. Александров; а также руководители ведущих технических вузов, научно-производственных объединений и государственных корпораций России, .

Романов П И инженерное дело доктор наук нмц Координационный совет СПБГМТУ судостроение кораблестроение

Главной темой заседания стало совершенствование системы подготовки инженерных кадров для кораблестроительных и судостроительных предприятий России, а также для Военно-морского флота. Актуальность данной тематики пояснил сопредседатель Координационного совета, ректор СПбПУ, академик РАН А.И. Рудской, напомнив, что стратегия инновационного развития экономики Российской Федерации, обеспечение ее национальной безопасности и обороноспособности выдвигают особые требования к судостроительной отрасли. При этом кадровое обеспечение является важнейшим элементом инновационного развития судостроения.

«Никого не надо убеждать в понимании той особой роли, которую играет флот как в экономике, так и в оборонной способности для нашего государства, – пояснил А.И. Рудской. – В июле 2017 года Владимир Владимирович Путин утвердил основы государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2030 года. В этом указе поставлена задача – создать высокотехнологичную, конкурентоспособную продукцию, которая обеспечит развитие нашего государств и позволит России стать как минимум вторым по мощности флотом мира». Также ректор СПбПУ напомнил, что в стратегии научно-технического развития РФ в качестве одного из вызовов определено укрепление позиций нашей страны в области освоения Мирового океана, Арктики и Антарктики. «Сегодня здесь собрались профессионалы, представляющие все этапы жизненного цикла флота – от проектирования и создания кораблей до их эффективного использования и утилизации, – продолжал А.И. Рудской. – Надеюсь, что нынешние решения будут способствовать тому, чтобы указания Президента были выполнены. Мы готовим кадры для военно-морского флота, на наших плечах значительная часть ответственности и успех выполнения этих государственных задач».

Первым по вопросу повестки дня – о совершенствовании системы подготовки инженерных кадров для кораблестроительных и судостроительных предприятий России, а также для Военно-Морского Флота выступил и. о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Г.А. Туричин. СПбГМТУ играет системообразующую роль в российском судостроении. Это единственный вуз, в котором ведется подготовка кадров по всему спектру специальностей и направлений, связанных с проектированием и постройкой судов и кораблей всех классов, с разработкой и созданием судовых энергоустановок и средств судовой автоматики, судового машиностроения, технических средств освоения Мирового океана, корабельного вооружения. Г.А. Туричин подробно рассказал о том, как на сегодняшний день обстоят дела в российской судостроительной отрасли, и о том, что происходит в профильном образовании.

Несмотря на то, что судостроение в России последние годы развивается быстрыми темпами (это связано с принятием госпрограммы развития судостроения), сейчас отрасль не является глобально конкурентоспособной, а ее технологический уровень, по мнению Глеба Андреевича, соответствует «не второму десятилетию XXI века, а предпоследнему XX». При этом очевидна проблема современного кадрового обеспечения отрасли. Сравнив инженерное судостроительное образование в России и за рубежом, в частности опыт стран, обладающих высоким потенциалом судостроения, таких как ФРГ, Франция, США, Южная Корея, КНР, Япония, эксперт пришел выводу, что наша страна «недовкладывает»: «Судостроитель – очень сложная, высокотехнологичная специальность. Его подготовка требует большого объема ресурсов и материальных, и человеческих, и мы пока уступаем в их подготовке. Кроме того, российский инженерный корпус судостроителей – а это порядка 50 тысяч человек, уже немолод. Существующая система подготовки не справляется с восполнением естественной убыли кадров, и мы должны работать хотя бы над этим».

Романов П И инженерное дело доктор наук нмц Координационный совет СПБГМТУ судостроение кораблестроение

Вице-президент по техническому развитию Объединенной судостроительной корпорации Колодяжный Д.Ю. также отметил уникальность Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Дмитрий Юрьевич рассказал, что с момента перехода на двухуровневое высшее образование в России обучение студентов в гражданском вузе по так называемым «военным» стандартам не в полной мере отвечало потребностям судостроительной отрасли. Учитывая потребности судостроительной отрасли, в СПбГМТУ в инициативном порядке были разработаны 3 новых стандарта специалитета: «Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники», «Проектирование, изготовление и ремонт энергетических установок и систем автоматизации кораблей и судов», «Проектирование, производство и испытание корабельного вооружения и информационно-управляющих систем». С учетом того, что каждый из указанных стандартов предусматривает подготовку по нескольким специализациям, они позволяют полностью обеспечить потребности в инженерных кадрах для организаций и предприятий, обеспечивающих проектирование и техническую эксплуатацию морской техники. Он отметил, что узким местом в подготовке специалистов для судостроительной отрасли являлось отставание вузов от потребностей судостроительного производства в технологической его части. С целью ликвидации этого отставания СПбГМТУ проявил инициативу в разработке новых стандартов уровня «специалитет» по 5 специальностям технологической направленности.

«Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) считает приоритетным направлением в деятельности вузов, осуществляющих подготовку кадров в интересах судостроительной отрасли, дальнейшее развитие системы именно инженерного образования. Кроме того, мы считаем необходимым разделение ФУМО по судостроению и судовождению – это разные сферы деятельности.», - пояснил Колодяжный Д.Ю., - «ОСК считает СПбГМТУ признанным лидером в подготовке кадров для организаций и предприятий судостроительной отрасли. Создание федерального учебно-методического объединения по образованию в области кораблестроения, океанотехники и системотехники объектов морской инфраструктуры на базе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета будет, на наш взгляд, положительно воспринято судостроительным сообществом и будет способствовать консолидации усилий вузов России, осуществляющих подготовку специалистов-корабелов».

Романов П И инженерное дело доктор наук нмц Координационный совет СПБГМТУ судостроение кораблестроение

В своем докладе помощник главнокомандующего Военно-Морским Флотом Сурганов О.А. отметил важность повышения уровня взаимодействия между морскими вузами по линии федерального учебно-методического объединения.

«Это обусловлено тем, что обучение специалистов для ВМФ, которые проходят военную подготовку в учебных военных центрах и на военных кафедрах при ведущих вузах, проводится по единым гуманитарным, экономическим и другим обеспечивающим дисциплинам базового блока в рамках одного ФГОС.», -пояснил Олег Александрович.

Сурганов О.А. положил целесообразным обратиться в Минобрнауки России с предложением о внесении изменений в приказ от 27 октября 2015 г. №1220 «О председателях федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования» в части разделения существующей УГН 26.00.00 на две группы: по области проектирования, постройки и ремонта объектов морской техники с созданием структурного подразделения федерального УМО, руководство которым возложить на СПБГМТУ; по области эксплуатации морского транспорта (эксплуатации морских технических систем и кораблевождения), с созданием структурного подразделения федерального УМО, руководство которым возложить на ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.

«Такая реорганизация, безусловно, несет организационные неудобства», - продолжал Олег Александрович, - «Вместе с тем, формирование структурного подразделения учебно-методического объединения по области проектирования, постройки и ремонта объектов морской техники (кораблестроения) позволит сконцентрировать усилия на подготовке инженерных кадров для научно-исследовательских и проектных организаций судостроительной отрасли и Военно- Морского Флота, что предписано поручением Президента Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. №Пр-239».

Романов П И инженерное дело доктор наук нмц Координационный совет СПБГМТУ судостроение кораблестроение

Дальнейшая дискуссия участников заседания Координационного совета касалась совершенствования системы подготовки инженерных кадров для кораблестроительных и судостроительных предприятий России, а также для Военно-морского флота; в том числе путем совершенствования системы организации работы федеральных учебно- методических объединений. По данным вопросам высказали свое мнение представители всех заинтересованных сторон, в частности председатель ФУМО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта», ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова С.О. Барышников; первый проректор Российского университета транспорта (МИИТ) А.А. Климов; заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.И. Пошивай;  советник аппарата Совета безопасности Российской Федерации А.Н. Шарапов; ректор Национального исследовательского Московского государственного строительного университета А.А. Волков; заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России С.А. Пилипенко.

Романов П И инженерное дело доктор наук нмц Координационный совет СПБГМТУ судостроение кораблестроение

Романов П И инженерное дело доктор наук нмц Координационный совет СПБГМТУ судостроение кораблестроение

Романов П И инженерное дело доктор наук нмц Координационный совет СПБГМТУ судостроение кораблестроение

Романов П И инженерное дело доктор наук нмц Координационный совет СПБГМТУ судостроение кораблестроение

Романов П И инженерное дело доктор наук нмц Координационный совет СПБГМТУ судостроение кораблестроение

В заключении был обсужден проект стратегии развития инженерного образования на период до 2020 года. По этому вопросу выступили ученый секретарь Координационного совета А.И. Боровков и ученый секретарь рабочей группы Координационного совета П.И. Романов.

В рамках заседания были выработаны общие взгляды на пути и методы решения существующих проблем, предложены дополнительные меры, направленные на совершенствование учебно-методического обеспечения деятельности инженерных вузов страны. Заслушав и обсудив доклады, президиум Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» Минобрнауки России, решил:

  1. Отметить особую роль федеральных учебно-методических объединений (далее – федеральное УМО) в системе организации взаимодействия между образовательными организациями высшего образования, научными учреждениями и работодателями – представителями реального сектора экономики. 
    В целях повышения эффективности такого взаимодействия при решении стратегических задач научно-технологического развития Российской федерации в части перспективного планирования и повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров, обратить внимание Минобрнауки России на необходимость расширения организационных возможностей и повышения личной ответственности руководителей федеральных УМО, допуская возможность их назначения из числа ректоров профильных образовательных организаций высшего образования, фактически выполняющих функции базовых организаций федеральных УМО, с возможностью закрепления за профильными образовательными организациями высшего образования соответствующего статуса.
  2. Рекомендовать Минобрнауки России внести изменения в приказ от 27 октября 2015 г. № 1220 «О председателях федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования» в части определения сопредседателями федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта»: ректора ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова С.О. Барышникова; и. о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Г.А. Туричина.
  3. Утвердить примерное положение «О порядке проведения экспертизы качества учебного издания» и на основании решения Координационного совета от 23.05.2107 года направить его в федеральные учебно-методические объединения в системе высшего образования, относящиеся к области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».
  4. Рекомендовать Минобрнауки России разработать и утвердить единое для всех областей высшего образования типовое положение «О порядке проведения экспертизы качества учебного издания».

С решением по итогам расширенного заседания президиума Координационного совета можно ознакомиться здесь

Презентации с докладами выступающих можно просмотреть здесь

В этот же день в 15:00 состоялось заседание президиума Координационного совета, на котором обсуждались следующие вопросы повестки дня:

  • О составе рабочей группы Координационного совета.
  • О внесении изменений в ФГОС ВО по УГСН 08.00.00 «Техника и технологии строительства».
  • О логотипе и бланках Координационного совета.

С предложениями по данным вопросам выступили сопредседатель Координационного совета, ректор СПбПУ Рудской А.И.; учёный секретарь Координационного совета, проректор СПбПУ Боровков А.И.; член президиума Координационного совета, ректор МГСУ Волков А.А.

С протоколом заседания президиума Координационного совета можно ознакомиться здесь

Общее руководство подготовкой к мероприятию осуществлял проректор по перспективным проектам, ученый секретарь Координационного совета А.И. Боровков, за проведение организационных мероприятий по подготовке и проведению заседания Координационного совета отвечал директор НМЦ КС федеральных УМО «Инженерное дело» Романов П.И.