14 февраля 2019 года состоялось расширенное заседание Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». Заседание проводилось на базе Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.
В мероприятии приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Александровна Боровская, советник департамента аппарата Совета Безопасности Российской Федерации Александр Николаевич Шарапов, председатели всех двадцати трех инженерных федеральных УМО, представители работодателей.
Открыли заседание сопредседатели Координационного совета Анатолий Александрович Александров и Андрей Иванович Рудской.
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Александровна Боровская сделала доклад о государственной политике в сфере высшего образования. На данный момент Министерство науки и высшего образования реализует три главных Национальных проекта:
- Национальный проект «Наука», нацеленный на создание новых научных центров мирового уровня, способствующих интеграции университетов и научных организаций, обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, развитие передовой инфраструктуры научных исследований и разработок и улучшение системы подготовки и профессионального роста научных кадров;
- Национальный проект «Образование», модернизирующий профессиональное образование посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, формирующий систему непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых и увеличивающий число обучающихся в Российской Федерации иностранных граждан;
- Национальный проект «Цифровая экономика», распространяющий модель «Цифровой университет» и способствующий овладению компетенциями в области цифровой экономики специалистами.
Сопредседатель Координационного совета, ректор СПбПУ Андрей Иванович Рудской рассказал о предложениях по развитию системы федеральных УМО, представленных на выездном совещании с руководителями органов государственной власти под руководством секретаря Совета Безопасности России Николая Платоновича Патрушева 25 января 2019 года. По итогам совещания Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 31 января 2019 года подписал Указание Пр-133, в соответствии с которым Минобрнауки России поручается: «Рассмотреть предложения Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» по совершенствованию правового регулирования деятельности координационных советов по областям знаний и учебно-методических объединениях в системе высшего образования».
Андрей Иванович отметил, что создана единая команда эффективно работающей системы инженерных федеральных УМО.
Анализируя на протяжении своего выступления достижения системы федеральных УМО по развитию инженерного образования, Андрей Иванович выявил ряд проблем:
- Для повышения эффективности деятельности ФУМО необходимо улучшить организационные условия их работы. Из Типового положения о федеральных УМО непонятно каким образом сообщество физических лиц, включающее в себя членов федерального УМО и председателя, должно выполнять возложенные на федеральные УМО функции, не имея организационных и финансовых возможностей. Андрей Иванович представил подготовленный рабочей группой Координационного совета проект изменений в Типовое положение об УМО возрождающих понятие «базовая организация ФУМО».
- Важным элементом обеспечения качества подготовки кадров является качество методического обеспечения образовательного процесса. Рабочей группой Координационного совета разработан проект примерного положения «О порядке проведения экспертизы содержания и фондов оценочных средств открытых онлайн курсов федеральными учебно-методическими объединениями в системе высшего образования».
- В соответствии с Федеральным законом № 122 с 1 сентября 2019 года обучение в вузах должно производится по образовательным программам, разработанным на основе требований ФГОС, актуализированных с учетом требований профессиональных стандартов (так называемых ФГОС 3++). Для частичного решения проблемы Координационный совет создал на своем сайте Реестр проектов примерных программ по области образования Инженерное дело в который федеральные УМО загрузили 100 примерных основных образовательных программ.
- ФГОС 3 ++ содержит описание универсальных компетенций единых для уровня образования. Минобрнауки России пока не приняло решения будут ли едиными для области образования индикаторы достижения универсальных компетенций. В Координационном совете разработаны варианты формулировок индикаторов универсальных компетенций, которые мы можем представить на обсуждение.
- Сейчас в ФГОС нет названий общепрофессиональных дисциплин или модулей, но это не означает, что инженера можно подготовить без знаний, например, в области физики, математики, инженерной геометрии и компьютерной графики, электротехники. Андрей Иванович предложил поддержать инициативу по созданию научно-методических советов (НМС) по дисциплинам (модулям) и поручить Президиуму и рабочей группе Координационного совета разработать и утвердить Примерное положение о деятельности НМС по общепрофессиональным дисциплинам (модулям) при Координационном совете.
- На совещании руководителей по развитию кораблестроения под руководством Секретаря Совета Безопасности России Николая Платоновича Патрушева в январе 2018 г. рассматривались предложения Координационного совета по стратегии развития инженерного образования на ближайшую перспективу, опубликованные в монографии «Инженерное образование: Опыт и перспективы развития в России». Предложения были одобрены, и рекомендовано реализовать их путем работы представителей Координационного совета в составе Межведомственной рабочей группы по разработке «Отраслевой стратегии развития образования». Минобрнауки России приказом от 10 мая 2018 г. №378 включило представителей нашего Координационного совета (Боровков А.И., Коршунов С.В., Романов П.И.) в состав вышеназванной межотраслевой Рабочей группы. Андрей Иванович от лица Координационного совета выразил готовность активно участвовать в деятельности Рабочей группы, если она продолжит деятельность в условиях реорганизации Минобрнауки России.
Продолжая заседание, сопредседатель Координационного совета и ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александрович Александров рассказал о созданной в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Рабочей группе по цифровой экономике и ее взаимодействии с Координационным советом. Он отметил, что наиболее актуальным вопросом является отражение задач подготовки инженерных кадров, уровня освоения информационных цифровых технологий и методов при подготовке кадров для различных отраслей в интересах цифровой экономики, в требованиях ФГОС и в содержании примерных основных образовательных программ.
Анатолий Александрович осветил законопроект о совершенствовании практической подготовки, который позволяет реализовывать часть образовательной программы в организациях соответствующих отраслей промышленности. Он также обозначил необходимость усовершенствования профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и порядка приема на целевое обучение в 2019 году.
Вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Дмитрий Юрьевич Колодяжный рассказал о государственных задачах по подготовке кадров для развития судостроения и кораблестроения.
Проректор по перспективным проектам СПбПУ и руководитель Центра НТИ СПбПУ Алесей Иванович Боровков выступил с докладом о ведущем российском центре компетенций с крупнейшим проектным консорциумом по направлению «Новые производственные технологии» (цифровое проектирование и моделирование, цифровые двойники, новые материалы, аддитивные технологии), созданным на базе экосистемы инноваций Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – Центре компетенций НТИ СПбПУ. Ключевая деятельность Центра – разработка решений для создания высокотехнологичных изделий мирового уровня с применением новых производственных технологий и кросс-отраслевых и мультидисциплинарных компетенций инженеров и ученых СПбПУ, а также членов проектного консорциума, который по состоянию на 1 февраля 2019 года насчитывает 50 участников и более 25 компаний-партнеров.
Ректор СПбГМТУ Глеб Андреевич Туричин подчеркнул важность работы Координационного совета по совершенствованию высшего образования в области судостроения.
Задача решения организационных вопросов по подготовке расширенного заседания Координационного совета была возложена на проректора МГТУ им Н.Э. Баумана Сергея Валерьевича Коршунова и директора Научно-методического центра Координационного совета федеральных учебно-методических объединений по области образования «Инженерное дело» Павла Ивановича Романова.
По итогам расширенного заседания было принято решение, в котором в том числе содержаться предложения по выполнению Указания Президента Российской Федерации от 31 января 2019 года Пр-133.
Материалы заседания можно посмотреть здесь.