Организаторами конференции выступили Публичное акционерное общество «КАМАЗ» и Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ».
В конференции приняли участие представители 23 образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежья и 22 крупнейших производственных предприятий Республики Татарстан.
К обсуждению вопросов целевой подготовки кадров подключились представители государственных и муниципальных органов власти, профессиональных ассоциаций, консалтинговые компании и т.д.
Целевая подготовка на конференции рассматривалась в широком аспекте, а именно как непрерывная совместная деятельность производственного предприятия и его партнеров с разных уровней системы образования по количественному и качественному обеспечению предприятия кадрами.
Открыла конференцию приветствием заместитель руководителя исполкома г. Набережные Челны Кропотова Н.А.
От ПАО «КАМАЗ», 50-летнему юбилею которого и была посвящена конференция, гостей приветствовал первый заместитель гендиректора Герасимов Ю.И.
С пленарным докладом «О современных тенденциях в развитии инженерного образования в Российской Федерации» выступил ученый секретарь рабочей группы Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», директор НМЦ КС федеральных УМО «Инженерное дело» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Романов П.И. В частности он отметил: «Современные прорывные технологии еще только формируются и не могут быть заложены в профессиональные стандарты. Поэтому очень важно создать механизм, который позволит учитывать и современные потребности рынка труда, и приоритетные направления в технологическом развитии России. В концепции ФГОС 3++ выполнены противоречивые требования учета постоянно меняющихся профстандартов с одной стороны и стабильности ФГОС с другой. Это реализовано путем переноса содержания ФГОС, связанного с требованиями профстандартов, за счет отсылочных норм в примерные основные образовательные программы. Так как процедура согласования и утверждения ПООП менее трудоемкая, чем ФГОС, то обновлять их можно ежегодно при изменении профстандартов, технологий, научных идей. Важно отметить, что, например, компетенции цифровой экономики могут стремительно меняться в виду постоянного развития Цифровой экономики. При современном темпе развития технологий Приоритеты научно-технологического развития РФ также могут оперативно корректироваться. Поэтому учет Приоритетов научно-технологического развития должен быть в ПООП, что в ФГОС 3++ и реализуется.
Заместитель генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию ПАО «КАМАЗ» Ушенин А.М. в своем выступлении сделал акцент на практическом аспекте вопроса, исходя из опыта организации целевой подготовки кадров для ПАО «КАМАЗ».
По его словам, из 55 тыс. работников автогиганта, которые в настоящее время трудятся на головном предприятии и в дочерних компаниях, основная масса сотрудников представлены поколением X — они рождены в период с 1963 по 1984 год. Но уже через 3–4 года на КАМАЗе ждут волну поколения Z — рожденных после 2000-го.
«А как с ними общаться? — задал риторический вопрос Ушенин. — Важно понять, что это другие дети с совершенно иными ценностями. Сегодня они в гаджетах, и поэтому КАМАЗ представлен практически во всех соцсетях. Для современной молодежи важно видеть картинки. Они к нам сами не придут, поэтому надо нам навстречу к ним двигаться. Нужно им предлагать пробовать себя в разных областях для того, чтобы себя найти».
Опытом КНИТУ-КАИ по целевой подготовке кадров для предприятий машиностроительной отрасли поделился проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе Лопатин А.А.
Обмениваться опытом в области кадрового обеспечения предприятий промышленного комплекса, профориентации детей и молодежи, трудоустройства выпускников, совершенствования системы целевого обучения, повышения эффективности целевого приёма и целевого обучения участники конференции продолжили в формате секционных заседаний, где в качестве экспертов выступили директора производственных подразделений ПАО «КАМАЗ».
Участники конференции имели возможность познакомиться с опытом ПАО «КАМАЗ» и его партнеров по целевой подготовке кадров на мастер-классах «День КАМАЗа как новый формат профориентационной работы», «Организация проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных компетенций», «Управление адаптацией молодых специалистов как инструмент их закрепления на предприятии», а также в рамках круглого стола «Дуальная система образования: эффективность внедрения в систему подготовки рабочих кадров».
Вопросы организации целевого обучения были рассмотрены на заседании Кадрового комитета ИННОКАМ, прошедшего в рамках конференции.
Особое внимание было уделено организации выставочной экспозиции в холле IT-парка, где были представлены проект «Инженерики», Инженерная школа «КАМАЗ – КНИТУ-КАИ», Детский технопарк «Кванториум», передвижная экспозиция музея КАМАЗа «Город машиностроителей. Трудом славен человек», а также работы выпускников художественной школы г. Набережной Челны.
Участникам конференции была предложена интересная экскурсионная программа, в рамках которой они смогли посетить Автомобильный завод ПАО «КАМАЗ», Детский технопарк «КВАНТОРИУМ», Многофункциональный центр прикладных квалификаций машиностроения и Учебно-технологический комплекс.
Материал подготовлен с использованием следующих источников: