А.И. Рудской поддержал прозвучавшие предложения по развитию системы подготовки кадров для судостроительных предприятий и Военно-Морского Флота. Он напомнил, что вопрос подготовки кадров для судостроительной отрасли президиум Координационного совета подробно рассматривал на своем расширенном заседании, которое состоялось 2 ноября прошлого года при активной поддержке Совета Безопасности России. Одним из результатов этого заседания стало понимание того, что комплексное и эффективное решение проблем судостроения возможно только при развитии всей системы инженерного образования России.
А.И. Рудской пояснил, что Минобрнауки России создало Координационный совет как аналитический и координирующий орган, включив в его состав руководителей и представителей ведущих университетов, промышленных предприятий, аналитических центров и органов государственной власти. Координационный совет, опираясь на систему федеральных УМО, является уникальным инструментом концентрации интеллектуального потенциала инженерного образования страны. Одной из основных задач деятельности Координационного совета является аналитическое обоснование направлений развития системы инженерного образования России.
В рамках решения этой задачи Координационный совет при поддержке Минобрнауки России разработал проект стратегии развития инженерного образования на период до 2020 года. В проекте стратегии определяются существующие проблемы инженерного образования, а также анализируются документы стратегического планирования федерального уровня с целью определения направлений развития инженерного образования.
Многие проблемы уже решаются Минобрнауки России, университетами, госкорпорациями, некоммерческими фондами и другими участниками инженерного образования. Проект стратегии это учитывает. Поэтому в нем предлагаются дополнительные меры к уже реализуемым программам и мероприятиям инженерного образования. Этот документ передан в Минобрнауки России в качестве рекомендательного.
А.И. Рудской подчеркнул, что сейчас перед Россией и ее инженерным образованием стоит новая грандиозная и жизненно важная задача – дать ответы на большие вызовы, сформулированные в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Среди вызовов можно отметить:
Проект стратегии, основываясь на традициях русского и советского инженерного образования, учитывает лучший мировой опыт. Причем, в проекте стратегии отмечается, что многое из мирового опыта, что предлагается сейчас творчески использовать, имеет в своей основе заимствования из русской и советской инженерной школ.
А.И. Рудской выразил благодарность Аппарату Совета Безопасности России, Михаилу Михайловичу Попову, за рассмотрение и помощь в организации обсуждения проекта стратегии в Минобороны, ФСБ, ФСО и МЧС России, а также за предложенные ценные идеи по механизмам участия Координационного совета в формировании отраслевой стратегии развития образования на долгосрочный период, которая разрабатывается Минобрнауки России и будет представлена в Правительство в июне 2018 года.
Координационный совет готов и более, того, должен участвовать в разработке отраслевой стратегии развития образования, так как в силу своей структуры позволяет учитывать мнение всей триединой системы: образование – наука – производство. Поэтому А.И. Рудской предложил внести в проект решения совещания дополнение: рекомендовать Минобрнауки России включить представителей Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» в межведомственную рабочую группу по разработке отраслевой стратегии развития образования.
В декабре 2016 года на предприятии «Этерно» Президенту России Владимиру Владимировичу Путину задали вопрос о необходимости сохранения и расширения специалитета. В ответе Президента прозвучало: «Мы не должны забывать или утратить все позитивное, что было создано в системе образования в прошлом. А у нас такая положительная практика была, она действительно многое дала нашей науке и реальному производству». В структуре подготовки инженерных кадров необходимо найти оптимальное соотношение между бакалавриатом, специалитетом и магистратурой. Чтобы это сделать, требуется создать механизм оперативного изменения перечней направлений подготовки и специальностей высшего образования. Иначе перечни станут тормозом в обеспечении кадрами быстроменяющихся технологических производств», - рассказал в своем выступлении Андрей Иванович.
«Уважаемые коллеги, надеюсь, что наше активное сотрудничество послужит делу повышения качества подготовки инженерных кадров и разработки долгосрочной стратегии развития инженерного образования», - завершил свое выступление А.И. Рудской.
Всем участникам совещания были подарены книги, подготовленные в Координационном совете при разработке стратегии развития инженерного образования:
1. «Стратегия развития инженерного образования в Российской Федерации на период до 2020 года. Проект.» А.И. Рудской, А.А. Александров, П.С. Чубик, А.И. Боровков, П.И. Романов;
2. «Инженерное образование. Мировой опыт подготовки интеллектуальной элиты» А.И. Рудской, А.И. Боровков, П.И. Романов, К.Н. Киселева.
В организации совещания принимал участие директор Научно-методического центра Координационного совета федеральных учебно-методических объединений по области образования «Инженерное дело» П.И. Романов.
Более подробную информацию можно получить на следующих ресурсах:
http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/2347/
https://ria.ru/defense_safety/20180127/1513444747.html
http://tass.ru/obschestvo/4907858
https://rg.ru/2018/01/27/reg-szfo/patrushev-ozabotilsia-podgotovkoj-kadrov-dlia-sudostroeniia.html
https://abnews.ru/2018/01/27/patrushev-inzhenery-korablestroiteli/